Цвет оказывает неоспоримое влияние на условия жизни, облегчая или усложняя их, поэтому, желая сделать его союзником, а не врагом, люди стремятся к цветовой гармонии, тщательно подбирают колористическую гамму своего жилища, предметов домашнего обихода и одежды.
На человека постоянно влияет цветовая среда, которая нас окружает. С древнейших времен и до сегодняшнего дня цветовая палитра природы является неисчерпаемым источником эмоциональных ощущений и переживаний. Большую часть знаний об окружающем мире человек получает через восприятие цвета. Совокупность цветовых восприятий определяет то, что специалисты обозначают термином «цветовой климат помещения». При проектировании интерьеров их колористическое оформление в основном определяется художественными соображениями, а вот цветовой климат зависит от правильного решения задач психофизиологического свойства. В последнее время практика использования цвета приобретает более структурированный и системный подход. Физика, оптика, калориметрия, психофизиология и психология доказали, что цвет обладает определенными свойствами, которые помогают создать оптимальные условия для жизнедеятельности человека, отдыха и работы, вызывает те или иные эмоции, а также побуждают к определенным действиям. Влияние цвета на психику человека в помещении более ощутимо, чем за его пределами, так как закрытое пространство располагает к более тесному и длительному контакту с предметной средой.
Дизайнеры и декораторы давно сделали вывод, что при оформлении жилого интерьера по всем правилам выбор цветовых сочетаний в основном обусловлен все-таки не тенденциями моды. Поэтому в работе они в первую очередь ориентируются на функциональную специфику помещения, санитарно-гигиенические нормы, форму и величину внутреннего пространства, степень освещенности естественным светом, характер источников искусственного освещения, материал ограждающих поверхностей, микроклимат помещения и многие другие факторы, в совокупности создающие психофизиологически комфортную среду. Многие из перечисленных факторов изучены, обоснованы и зафиксированы в качестве обязательных нормативов.
Так как интерьер – это произведение архитектуры, дизайна, декора, функция цвета в нем не ограничивается созданием комфортных условий. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность. Человек не может довольствоваться только сознанием полезности того, что его окружает, так как в его жизни чувства не менее важны, чем трезвый расчет.
Люди очень чувствительны к цветовому окружению, ведь оно непосредственно влияет на подсознание. Так, например, замечено, что люди, живущие в помещениях, где стены окрашены в красный цвет, чаще всего ссорятся и ругаются. Сила воздействия одного цвета на разных людей неодинакова, она зависит от настроения, характера, восприимчивости и многого другого. Однако, как показывают исследования, несмотря на субъективный характер цветовосприятия, одни и те же цвета и колерные сочетания вызывают у людей аналогичные или близкие эмоциональные реакции. Это говорит об общности их психологической трактовки. Например, оценивая цвета с психологической точки зрения, можно отметить, что голубой отвечает вкусам флегматиков, зеленый – меланхоликов, желтый – сангвиников, а красный – холериков.
Независимо от того, каким образом цвет представлен в интерьере, создан ли колорит материалом, окраской или освещением, цветовое впечатление всегда характеризуется тоном, светлотой и чистотой – свойствами цветов, которые в науке принято считать основными координатами колористической системы, так как цвет – величина, подлежащая измерению.
Красный цвет для одних из нас – настороженность и напряженность, а для других этот цвет необычайно привлекателен. Его ассоциируют то с аппетитными ягодами и фруктами, то с огнем и теплом, то с пылкой любовной страстью и улицей эротических желаний – красных фонарей.
Красный сигнал светофора, крест медицинской помощи, окрашенное в красный цвет противопожарное оборудование выражают высшую степень тревоги, оказывают возбуждающее и раздражающее действие. Нервным и легко возбудимым людям не следует длительное время находиться в помещении, где доминирует красный цвет, так как их самочувствие можно будет сравнивать с пылающим факелом. Красный цвет приковывает к себе внимание (благодаря цветовому давлению и эмоциональному заряду), а находящимся в непосредственной близости к нему предметы блекнут и утрачивают привлекательность. Поэтому он не часто входит в палитру цветов, которыми оперируют дизайнеры интерьеров и мебели. Рассматривая в журналах о дизайне примеры решения «красных комнат», можно отметить, что в основном они вызывают ощущение уюта и камерности, а также свидетельствуют о яркой публичной жизни хозяев.
Красный цвет имеет множество оттенков. Их используют в интерьерах чаще, так как получаемые на основе красного цвета менее активны по своему воздействию (кроме оранжевого, сочетающего в себе красный и желтый; преобладание желтого цвета усиливает раздражение, переходящее в возбуждение). Красный цвет «действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево. В оранжевом же целенаправленная энергия оптически чистого красного цвета теряет целевую направленность и становится раздражающей, бесцельной» (Кандинский «О духовном в искусстве»). Оранжевый прекрасно смотрится в среде, насыщенной солнцем и теплом, где остальные предметы такие же яркие и активные. Он неравнодушен к серому и черном, в соседстве с которыми возникает особое, интригующее интеллектуальное звучание. Эти мрачные соседи своим присутствием всегда остановят рвущийся наружу порыв энергии. Если в оранжевый добавить черный, получится коричневый цвет (затемненный желто-красный). Благодаря затемнению в коричневом цвете импульсивная сила красного тускнеет и сдерживается, поэтому он воспринимается как надежный и солидный. Если в предметах обстановки широкое применение находит дерево коричневых тонов, то тем самым выполняются требования уюта, предъявляемые к жилым помещениям.
Смесь красного и синего дает пурпурный цвет, оказывающий на окружающих особенно сильное воздействие. В пурпурном возбуждающий импульс и сила красного контролируются и сдерживаются, благодаря чему возникает ощущение величественного великолепия (цвет характеризуется как роскошный). Поэтому его можно в избытке найти во внутреннем декоре королевских апартаментов и кабинетах сильных мира сего.
Красный, а также фиолетовый (его сочетание с синим), по утверждению психологов, тесно связаны с различными формами любовных переживаний. «Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный – эти две противоположности уничтожаются в фиолетовом, образую гармонию противоречий» (Люшер). В жизни человека колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно чувствительность. Поэтому тот, кто попадет в красную или фиолетовую обстановку, со временем поневоле испытывает на себе их соблазнительно-интригующее воздействие. Яркий фиолетовый возбуждает, разжигает чувства. Это хорошо усвоили хозяева развлекательных ночных заведений. Там всегда можно увидеть фиолетовый и красный на стенах, в драпировках и подсветке. Светлые, бледные оттенки фиолетового воспринимаются как нечто романтическое, хрупкое, женственное, темно-фиолетовые или лиловые – как сила и мощь.
Бордовый цвет по-мужски сдержан. Обычно он в избытке присутствует где его звучание усиливает мебель с резьбой, бронзовыми резными накладками, обивкой из кожи и бархата. Порой в подобных интерьерах роскошь и элегантность доведены до совершенства.
Характеризуя красный цвет, нельзя оставить без внимания особенный розовый – красный с примесью белил, в котором белила уничтожают энергичную силу красного «образуя ни к чему не обязывающую возбудимость». Используя этот цвет, вы получите помещение, которое круглый год будет напоминать о дышащем свежестью первом дне весны. Если это спальня, то она всегда будет встречать и манить к себе пастельно-розовым трепетом. Портьеры, скатерти, покрывала с вкраплениями розового создадут атмосферу юношеского задора и женственности.
Синий и голубой – любимые цвета людей, живущих на берегу моря. Их значения обычно трактуются как высота и одновременно глубина, а также как постоянство, преданность, правосудие, совершенство и размышление. «Склонность синего цвета к глубине столько велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует «характернее», проникновенее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому, к сверхчувственному» (Кандинский). Синий цвет отражает физиологическую потребность в покое и психологическую – в удовлетворении. Кто находится в подобном уравновешенном состоянии, тот чувствует себя на своем месте: в тесной связи с окружением и в безопасности. При оформлении больших по площади помещений стараются использовать светлые, смягченные оттенки синего. А с помощью темных тонов расставляют акценты при оформлении небольших комнат. Благодаря успокаивающему действию синий цвет используют в спальнях, ванных комнатах и на кухнях (как правило, в сочетании с белым). Сам по себе он считается холодным, поэтому его уравновешивают теплыми цветами и оттенками.
Голубой – цвет моря и неба. Еще он ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения (голубая кровь) и с определенным родом отношений между представителями сильной стати. Этот цвет приятен на потолках и стенах, в сочетании с белой мебелью, позолоченными, посеребренными, стальными и хромированными деталями. С ним прекрасно работают на контрасте желтый, красный и коралловый, создавая игривый диалог. С точки зрения функциональной психологии голубой – цвет радости. Он не «предъявляет претензий», а потому не «принимает обязательств», чего нельзя сказать о холодном бирюзовом цвете, при взгляде на который можно на миг ощутить легкую прохладу. Цветовое воздействие сочетания синего с зеленым широко используют в жарких странах, в местах, где необходимо создать иллюзию освежающей прохлады.
Желтый цвет – светлый, сверкающий, легкий, согревающий, цвет солнца и тепла. После белого он лучше всего отражает падающий свет. С другой стороны, он беспокоит человека, возбуждает психику. Поэтому в интерьерах его мощное излучение намеренно приглушают, используя только светлые оттенки или комбинируя желтый с другими цветами. «Этот цвет наиболее близок к дневному свету. В своей внешней чистоте он всегда несет в природу свет, ему присущи радость, благородство, бодрость, нежное возбуждение» (Гете «Учение о цветах»). «Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого» (Люшер).
Желтый цвет может иметь оттенки, получаемые путем смешения с другими цветами. В сочетании с зеленым он выглядит более холодным и светлым. Салатовый несколько навязчив, поэтому в большинстве случаев его приглушают добавками серого. Лимонно-желтый оттенок «тормозит движущие импульсы». Прямо противоположное действие оказывает янтарный медово-желтый оттенок. Он объединяет два противоречия: светлый характер и легкость желтого, темноту и тяжесть коричневого. Этот цвет говорит о счастливом, полном наслаждения, ласково-нежном отношении. Смешение желтой краски с белилами гасит яркость, однако живость восприятия остается, производя впечатление строгого делового. При добавке возбуждающего красного полученный цвет приближается к оранжевому, и желтый становиться полнее и весомее. Он начинает выражать стихийное, сладострастно-радостное ощущение и возвышенные эмоции.
Многократно усиливает свойства желтого цвета блестящая золотая поверхность (желтая, отполированная до блеска). Золото, золотой цвет – знак земного и небесного величия в большинстве культур, символ изобилия и благополучия. Сегодня он имеет многочисленных поклонников, предпочитающих минимализму, конструктивизму и прочим «измам» торжественную и роскошную обстановку. Порой заказчик золотит все: от стен до кухонной мебели, от роялей до вазонов, не видя в этом ничего предосудительного с точки зрения хорошего вкуса.
«Если мешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше» (Гете). Зеленый цвет статичен. Психологи утверждают, что он выражает отношение человека к самому себе, т.е. «Я», а его оттенки передают разное отношение к самому себе. Чем темнее зеленый, чем больше он включает затемняющего синего, тем сильнее и холоднее напряжение, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. И наоборот, чем больше добавок желтого, тем легче, теплее, расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый.
Наука о цвете делит все цвета на хроматические и ахроматические. Первые имеют цветовой тон, светлоту и чистоту (красный, оранжевый, желтый и др.), а вторые различаются только по светлоте (белый, серый и черный). Предпочтение полихромии или монохромии определяется кроме факторов психологического воздействия социальным укладом, географическими особенностями, национальными традициями и т.д. Хроматичность или относительная ахроматичность интерьера весьма ощутимо воздействует на людей, их физическое и психическое состояние.
Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости, особенно угнетающе она действует на детей. Они с раннего возраста испытывают радость от светлого, цветного и яркого окружения. Для них особенно важна новизна цвета, частая смена колерных впечатлений. Взрослые также постоянно испытывают потребность в нормальной цветовой нагрузке. Научно доказана необходимость непрерывного притока информации, в том числе и цветовой. В противном случае возникает цветовое голодание.
Иногда ахроматическая окраска бывает оправданной и даже необходимой. Так, она служит идеальным фоном для произведений живописи, мест пассивного отдыха и пр. Другая крайность – обилие хроматических цветов. Неорганизованное многоцветье хаотично, беспорядочно и утомительно: чистые насыщенные тона активно воздействуют на психику. Цветовая перегруженность интерьера нередко способствует снижению чувствительности и «цветовому переутомлению». Не следует забывать, что процесс адаптации человека к нервным перегрузкам, свойственным современным условиям жизни, протекает непросто и часто имеет негативные последствия. Поэтому расширение круга таких эмоциональных раздражителей, как полихромия, требует осмотрительности.
Цветовая активность достигается за счет не только обилия цветовых тонов в интерьере, но и их умелого сопоставления при ограниченном числе. Не следует забывать, что чистые цвета обычно не используют в интерьере, так как они слишком интенсивны и не создадут ощущения комфорта. При окраске больших по площади поверхностей интенсивность цвета снижают, добавляя в краску белила или подмешивая дополнительные цвета – тон тогда приобретает более приемлемый для жилого помещения оттенок.
Составляя палитру интерьера, не ограничивайтесь рамками общепринятых правил. Прежде всего ориентируйтесь на свое мироощущение и собственные предпочтения.
В природе существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. Комбинируя их, можно получить все остальные. Основные цвета на схеме представлены в равностороннем треугольнике, вписанном в круг. У каждого основного цвета есть свой дополнительный. Так, зеленый – дополнительный к красному, оранжевый – к синему, фиолетовый – к желтому. Дополнительные цвета получаются при смешении равных частей двух основных цветов (смесь красного и желтого дает оранжевый, синего и желтого – зеленый, красного и синего – фиолетовый).
На основе треугольника, расположенного в центре круга, выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники помещены дополнительные цвета.
Круг, в который вписан шестиугольник, разделен на двенадцать равных частей. Основные и дополнительные цвета занимают в нем соответствующие места. В итоге между каждыми двумя остается пустой сектор, который заполнен цветами третьего порядка, получаемыми путем смешения основного и дополнительного. В образовавшемся цветовом круге каждый цвет имеет свое неизменное место, а последовательность их расположения соответствует порядку цветов в радуге или в естественном спектре.
Лучше всего сочетаются цвета, расположенные в круге по соседству (имеются в виду не только чистые цвета, но и их оттенки). Цвета, которые находятся друг напротив друга, являются взаимодополняющими. Правда, их сочетание воспринимается как контрастное и может вызвать нервное напряжение. Если оба цвета обладают большой интенсивностью, то глаз быстро устает. Но если ослабить их интенсивность, то получится гармоничный, приятный глазу цветовой баланс.
- Если окна комнаты выходят на северную сторону, яркие, насыщенные цвета стен, мебели и аксессуаров (оранжевый, персиковый, красный, салатовый) создадут эффект присутствия в ней солнца и тепла в любое время года.
- Сочетание красного цвета и его оттенков идеально подходит для оформления комфортабельных и стильных жилых помещений.
- Броское сочетание цветов: фиолетовые стены, светло-терракотовый паркет и белый потолок – заряжает интерьер помещения энергией.
- Палитру интерьера составляют не только ограждающие поверхности пола, стен и потолка, но и активные по цвету предметы мебели.
- Светло-желтые стены и потолок, предметы декора в сочетании с небольшими акцентами белого создают в столовой теплую и радостную атмосферу.
- Разбеленный желтый всегда прекрасно смотрится на стенах. На его фоне кухонный гарнитур, решенный в серых тонах, уже не выглядит мрачно.
- Успокаивающее действие синего цвета используют в цветовом оформлении ванных комнат. Как дополнение к нему используют белый цвет и цвет светлой древесины.
- Отличное сочетание цветов – белый и оранжевый.
- Комнаты со стенами цвета зелени всегда напоминают о живой природе. Пребывание в них снимает напряжение и усталость, а также поднимает настроение.
- Сочетание светлых и малонасыщенных цветов ненавязчиво, спокойно, создает впечатление света, простора и цельности.
- Сочетание темных и насыщенных цветов ассоциируется с монументальность, достоинством, представительностью.
- Сочетание темных и малонасыщенных цветов вызывает ощущение строгости, сдержанности, сосредоточенности, малой активности, однообразия.
- Сочетание светлых и сильнонасыщенных цветов очень активно.
- В качестве фона всегда лучше использовать цвет слабой интенсивности. Это позволит расставить акценты, подчеркнуть архитектурные детали, предметы мебели.
- Нейтральные цвета (серый, кремовый, песочный и др.) – лучшее решение для больших плоскостей: полов, стен и мебели.
- Предметы светлых цветов кажутся более легкими, чем те же предметы темного цвета.
! Тематические статьи и материалы, размещенные на сайте www.luxelitstroy.ru носят исключительно информационный характер и никоим образом не являются руководством к действию. Пожалуйста, при строительстве дома, ремонте и отделке обращайтесь к профессионалам!